Территория
современного города Николаева расположена на берегах Бугского лимана
при слиянии с рекой Ингул. Уникальность ее географического
местонахождения, где опаленная солнцем степь встречается с голубыми
валами Черного моря, терпкие запахи чабреца и полыни смешиваются с
соленым рыбным ветром морских просторов, была отмечена людьми еще в
древние времена. Наиболее ранний археологический памятник, который
найден на территории города, датируется эпохой неолита (V – ІV тыс. до
н.э.). Николаевская земля помнит скифов, древних греков, славянские
племена, ногайские орды, вольных запорожских казаков...
Но
интенсивное заселение Николаевского полуострова началось в последней
четверти ХVІІІ века уже после освобождения Северного Причерноморья от
турецких завоевателей и выхода Российского государства к Черному морю.
России нужен был свой флот. И по указу князя Г.А. Потемкина в устье
реки Ингул под непосредственным руководством полковника М.Л.Фалеева в
1788 году была заложена новая верфь. Вокруг верфи начал расти городок.
Имя свое оно получил через год, после победоносного штурма Очакова
российскими войсками под командованием А.В.Суворова. Очаков был взят в
декабре 1788 года, в день Святого Николая, защитника моряков. В его
честь и назвали новый город. С именем Святого Николая, одного из самых
почитаемых святых на Украине и в России, связанны и первая церковь,
построенная в городе в 1790 году, и первый корабль. 46-пушечный фрегат
“Святой Николай” был спущен на воду в августе того же года, а уже в
июле 1791 года возле мыса Калиакрия он получил свое первое боевое
крещение. Со времени постройки “Святого Николая” на судостроительных
заводах города, а их сегодня три, построено более 2 тысяч кораблей и
судов, среди которых фрегаты, броненосцы, миноносцы, подводные лодки и
т.п. Николаев – один из двух городов в мире, где строились тяжелые
авианесущие корабли.
Судостроению и флоту полностью была
подчинена жизнь города. Почти сто лет здесь дислоцировался штаб
Черноморского флота. Во время Крымской войны (1853 – 1856 гг.) он стал
главной тыловой базой Черноморского флота.
Большинство предприятий, которые создавались в городе, относились к
военно-промышленному комплексу, и в связи с этим Николаев много
десятилетий был закрыт для посещения иностранцами. Даже первое учебное
учреждение города – Черноморское штурманское училище, основанное в 1798
году, - также было связано с флотом. Такая специфика наложила отпечаток
на судьбу, характер и даже внешний вид Николаева. Созданный в конце
ХVІІІ ст. план застройки города быстрыми темпами был закреплен на
местности уже в первое десятилетие его существования и целиком, без
перемен сохранился до наших дней, представляя собою уникальный
градостроительный памятник эпохи классицизма. Не многие города могут
этим гордиться.
Вопреки всему, город рос, развивался, жил
своей жизнью. Открытие в 1862 году в городе коммерческого порта
послужило толчком к преобразованию Николаева в большой торговый порт.
Этот факт нашел свое отображение в гербе города, который был утвержден
в 1883 и восстановлен в 1997 годах. Так, в проекте “Записки о гербе
военно-портового города Николаева” исполняющего должность управляющего
гербовым отделением департамента герольдии Сената было указано: “ Так
как город Николаев есть одним из главнейших портов Южной России, то
оставляя митру и посох я полагаю изобразить в гербе сего города сверх
того корабль”. Уже в конце ХІХ ст. Николаевский порт занимал третье
место после Петербурга и Одессы по объему торговли с заграницей, а по
экспорту зерна, поставщиками которого были степные губернии, - первое
место в стране. Сам же Николаев становится большим промышленным центром
на юге Украины. Бурные события ХХ века не обошли Николаев. В
октябрьские дни 1917 года его называли “красным Питером Украины”. В
1918 году город впервые пережил оккупацию иностранными войсками. В 1920
году здесь окончательно утвердилась Советская власть. Во время Второй
мировой войны Николаев почти три года был оккупирован гитлеровскими
захватчиками. Но ни один корабль, благодаря действиям подпольщиков,
диверсионных и разведывательных групп, не сошел за это время с
николаевских стапелей. А при освобождении Николаева от оккупантов в
марте 1944 года немеркнущий подвиг совершили 68 моряков-десантников под
командованием К.Ф. Ольшанского. Это был единственный случай в истории
Великой Отечественной войны, когда все участники одной боевой операции
были удостоенные звания Герою Советского Союза, большинство –
посмертно.
С Николаевом связаны имена многих выдающихся людей,
что нашло свое отображение в памятниках города, названиях его улиц,
площадей и скверов. Здесь служили и работали адмиралы А.С. Грейг и
М.П.Лазарев, первооткрыватель Антарктиды Ф.Ф.Беллинсгаузен и создатель
тактики броненосного флота адмирал Г.И. Бутаков, герои обороны
Севастополя
времен Крымской войны адмиралы П.С.Нахимов и В.А.Корнилов, составители
“Атласа Черного моря” братья М.П. и Е.П. Манганари и автор 4-томного
издания “ Сказание о русской земле” генерал-майор А.Д. Нечволодов,
член-корреспондент Петербургской Академии наук, первый директор первой
на Юге Украины Николаевской обсерватории К.Х.Кнорре и создатель первой
в мире морской газотурбинной установки С.Д.Колосов. Именно в Николаеве
В.И.Даль, находясь на воинской службе, приступил к созданию “Толкового
словаря живого великорусского языка”. Здесь, в Николаеве, закончил свой
капитальный научный труд основоположник русской эпидемиологии, член 12
западноевропейских академий и научных обществ Д.С.Самойлович
(Сущинский), а профессор М.Г.Ливанов создал в Богоявленске (ныне
Корабельный район города) в 1790 году первую в стране школу
практического земледелия. Николаев дал первый опыт политической борьбы
Л.Д. Троцкому (Бронштейну). В городе бывали адмирал Ф.Ф.Ушаков,
П.И.Сумароков, А.С.Пушкин, А.М.Горький, В.В.Маяковский,
Н.А.Римський-Корсаков, здесь выступали М.С.Щепкин, уроженцы
Николаевщины – корифеи украинского театра Н.К.Садовський,
П.К.Саксаганский, М.Л.Кропивницкий. Первая книга по истории украинского
народа на родном языке - “История Украины-Руси” - также была написана в
Николаеве. Ее автор – Н.Н.Аркас. Родом из Николаева Народный художник
СССР Божий М.М., выдающийся астроном, академик Ф.А.Бредихин,
исследователь Арктики Г.Л.Брусилов, известный ученый в области
железнодорожного транспорта академик В.Н.Образцов, талантливый
флотоводец, океанограф, полярный исследователь и изобретатель
С.О.Макаров.
Город, который посвятил свою жизнь судостроению,
не может не быть романтиком. Поэтому не удивительно, что первый большой
морской переход был осуществлен николаевцами еще в 1848 году. Тогда
адмиральская яхта “Ореанда” отправилась из города вокруг Европы в
Крондштат и, выиграв главный приз парусных гонок, тем же путем
возвратилась назад. На другой яхте “Икар”, которая была сконструирована
и построенная студентами и сотрудниками Николаевского судостроительного
института (теперь Николаевский государственный технический университет
им. С.О.Макарова), николаевская команда в составе 7 человек впервые на
Украине в 1987 году осуществила кругосветное плавание.
Благодаря ежедневной работе, таланту, интеллекту и терпению
не одного поколения николаевцев, город за короткий для истории период
превратился из маленькой судостроительной верфи в крупный промышленный,
деловой, политический и культурный центр Юга Украины. Николаев открыт
миру для партнерства и сотрудничества и верит в свою счастливую звезду
– малую планету (8141) Nikolaev = 1982 SO4, которая была открыта
Крымской Астрофизической обсерваторией и названа в его честь.